Общая характеристика развития ребенка третьего года жизни

девочкаНа третьем году жизни укрепляется организм, совершенствуется моторная сфера, много времени ребенок проводит в двигательных действиях. Он интенсивно осваивает прыжки, метание, у него развивается равновесие, ориентация в пространстве. Ребенок свободно бегает, прыгает, самостоятельно поднимается и спускается по лестнице. Малыш начинает гордиться тем, что может определенное время пройти пешком, не проситься на руки, может подождать, пока ему дадут есть или пить.

В этом возрасте ребенок начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пытается ходить на лыжах, овладевает ездой на трехколесном велосипеде, осваивает движения в воде. Ребенок подвижный, оптимистичный, готов осваивать все более широкое пространство, характеризуется высокой потребностью в новых впечатлениях и возросшей самостоятельностью.

Ребенок осознает разницу между живым и неживым, дифференцирует родных, близких, знакомых и незнакомых людей, по-разному к ним относится. Осознает себя как отдельного человека, который имеет свои желания и потребности. Следствием этого являются проявления упрямства, негативизма, протестов против попыток взрослого ограничить его самостоятельность (капризничает, плачет, кричит, настаивает на своем, демонстрируя другим свое «Я») и стремится достичь своих целей собственными силами. Ребенок способен сопротивляться тому, кто его оскорбляет, отбирает игрушку. Охотно играет не только со взрослыми, но и со сверстниками, делится с ними игрушками по собственному желанию.

Ребенок чувствителен к одобрению, нежности, запретам и наказаниям взрослых; может испытывать чувство стыда в случаях, когда его действия не оправдывают ожиданий взрослого или не одобряются им. Действует под влиянием чувств и желаний, определяющий характер поведения. Внимание ребенка легко привлечь и переключить на что-то другое. Эмоции и формы их проявления становятся более разнообразными: ребенок удивляется, радуется, обижается, боится, завидует, ревнует, жалеет и т.д. Ребенок стремится действовать с предметами ближайшего окружения: конструировать, знакомиться с размером, формой, цветом, особенностями материала и др. Развитие целенаправленных движений обеспечивает возможность играть с моторными игрушками: перевозить грузы, строить здания из строительного материала, орудовать лопаткой в песочнике, координировано работать двумя руками, складывая кубики, пирамидку, мозаику. Происходит активное формирование предметных действий, ребенок учится есть ложкой и вилкой, расчесывается, умывается, пользуется полотенцем, моет себя губкой; постепенно расстегивает и застегивает пуговицы, умеет зашнуровывать ботинки, самостоятельно одевается и раздевается, выполняет поручения взрослого: поставить стул, сложить игрушки и вещи, убрать со стола. Развитие мелкой моторики дает возможность ребенку работать с ножницами, глиной, пластилином, рисовать карандашом, кистью.

Ознакомление с окружающим миром приобретает ярко выраженный познавательный характер. Ребенок использует действия по назначению: знакомится со свойствами воды, песка, глины и соответственно использует их (перемешивает, лепит, переливает, насыпает). Подражая действиям взрослого, ребенок трудится вместе с ним (метет, копает, переливает, собирает урожай ягод, овощей, фруктов, семян), в игре использует игрушки по назначению, берет на себя выполнение простых ролей. Ребенок устанавливает связь между предметом и его заменителем, при чтении взрослым сказок и рассматривании картинок начинает представлять определенные предметы, объекты, явления, действия. Сочиняет собственные рассказы и пересказывает коротенькие сказки, которые читали или рассказывали взрослые.

Словарь трехлетнего ребенка составляет более 1000 слов. Общение становится для него способом связи с другими людьми и способом выражения своих эмоций впечатлений, сообщения другим определенной информации. Малыш строит рассказы в 4 – 5 предложений. Его вещание становится сложнее и грамотнее. Формируется обобщения, благодаря которым ребенок по-другому воспринимает окружающий мир. Это ведет к началу новой сложной логической перестройки информационного материала.

Особенности физического развития детей

Первое полугодие третьего года жизни:

  • проявляет интерес к здоровому образу жизни взрослых;
  • находится преимущественно в хорошем настроении, редко плачет, капризничает, нервничает; может занимать себя в течение значительного времени;
  • может сообщить взрослому о недомоганиях, показать место где болит;
  • спокойно засыпает, спит и просыпается (днем и ночью);
  • положительно относится к закаливанию и большинству гигиенических процедур, осознает их значимость для здоровья;
  • культурно ведет себя во время еды; пытается быть самостоятельным и аккуратным;
  • владеет основными движениями (ходьбой, бегом, умением держать равновесие, ползаньем, лазаньем, катанием, метанием, прыжками);
  • ориентируется в элементарных правилах безопасного поведения; время от времени проявляет простейшие формы осторожности; гордится своим умением.

Второе полугодие третьего года жизни:

  • имеет представление о здоровом образе жизни; испытывает радость от собственного мышечного напряжения, своей подвижности, ловкости, хорошего самочувствия;
  • выполняет различные общеразвивающие упражнения, участвует в игровых упражнениях и играх, выполняет элементарные спортивные действия;
  • знает свою половую принадлежность;
  • выполняет элементарные гигиенические процедуры (чистит зубы, расчесывается, одевается);
  • владеет основными навыками культурного поведения во время еды, ухода за своим телом, внешностью, одеждой, игровым уголком жилья;
  • сознательно подражает взрослым в двигательных действиях.

Социально-эмоциональное развитие детей

Первое полугодие третьего года жизни:

  • проявляет интерес к жизни и деятельности людей; дифференцирует их по признакам родства, возрасту, половой принадлежности;
  • дифференцирует «своих» и «чужих»; ведет себя раскованно в присутствии первых, сдержанно — среди последних;
  • может сочувствовать, пожалеть, поделиться, помочь;
  • знает элементарные правила, которые регулируют отношения людей; проявляет сознательное послушание; может отказаться от чего-то по просьбе взрослого;
  • заявляет о себе окружающим («Я сам»!), добивается расширения своей свободы;
  • пытается сопротивляться обидчику;
  • владеет простейшими формами культурного общения с окружающими людьми.

Второе полугодие третьего года жизни:

  • имеет представление о том, что люди отличаются разными характеристиками (ростом, весом, возрастом, половой принадлежностью, качествами, предпочтениями); делает первые обобщения;
  • ориентируется в понятиях «свое» и «чужое»;
  • выступает инициатором в общении с приятными и знакомыми ему взрослыми и детьми; вносит коррективы в своё поведение в зависимости от того, общается со «своими» или «чужими»;
  • оперирует местоимениями «я», «мое», «ты», «мы»; привлекает к себе внимание, самоутверждается;
  • ориентируется в понятиях «хорошо» и «плохо»;
  • знает основные правила и нормы нравственного поведения; осознает, что некоторые вещи не разрешаются; ребенку можно доказать необходимость отказаться от чего-то; способен подождать некоторое время;
  • там, где возможно, обходится собственными силами; ведет себя самостоятельно; обращается за помощью в случае необходимости; делает элементарный выбор, принимает самые простые решения, пробует самоопределяться;
  • эмоционально восприимчив; переживает успех — неуспех деятельности; сдерживается от проявлений негативного поведения в присутствии посторонних, осуществляет элементарный контроль;
  • появляется новая форма коммуникативных действий: ребенок в ходе совместной предметной деятельности и игры проявляет свое отношение к взрослым и сверстникам, демонстрирует свои умения, побуждает к соответствующим действиям.

Развитие познавательных способностей детей

Первое полугодие третьего года жизни:

  • с интересом наблюдает за предметами, объектами природы, людьми, за собой в зеркале; сравнивает их между собой;
  • воспринимая объекты окружающей среды, лучше, чем раньше, их дифференцирует: распознает по форме, размеру, цвету, фактуре, количественным составом, местом нахождения в пространстве;
  • размышляя про себя, фиксирует внимание на единичных свойствах объекта окружающей среды;
  • ориентируется во времени (настоящем, прошлом);
  • использует по назначению знакомые предметы, вещи, орудия, материалы; использует их как заменители других;
  • охотно занимается предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельностью;
  • копирует, воспроизводит увиденное или услышанное ранее; различает реальное и изображенное на иллюстрации; составляет собственные сказки и рассказы.

Второе полугодие третьего года жизни:

  • знакомится с окружающей средой;
  • различает цвета, тихие звуки, мелкие детали; поет разными голосами — от высокого до низкого;
  • различает предметы по форме, размеру, фактуре, количественным характеристикам;
  • на расстоянии правильно распознает величину предметов;
  • одновременно видит, слышит, воспринимает прикосновением, называет предмет (объект, вещь; человека);
  • ребенок лучше, чем раньше, ориентируется во времени (настоящем, прошлом, будущем); может вспомнить кое-что из того, что с ним произошло «давно»;
  • фантазирует, составляет собственные рассказы, занимается словотворчеством;
  • появляется большое количество вопросов, на которые ребенок хочет получить ответ.

Особенности речевого развития детей

Первое полугодие третьего года жизни:

  • звукопроизношение становится более четким; владеет большинством звуков родного языка;
  • ребенок начинает осознавать недостатки своего звукопроизношения;
  • пассивный словарь, по-прежнему преобладает над активным;
  • интенсивность использования слов в диалогической речи возрастает;
  • речь приобретает связность; структура речи приближается к речи взрослого;
  • ребенок еще неточно использует правила грамматики, заменяет их собственными;
  • возрастает чувствительность к социальному содержанию речи;
  • пытается установить элементарные причинно-следственные связи между предметами и действиями с ними;
  • обращения к партнерам-сверстникам ситуативные, однако, различные по содержанию, форме, мотивам.

Второе полугодие третьего года жизни:

  • произносит сложные по артикуляции звуки; правильное звукопроизношение сочетается в речи с искаженным;
  • задает взрослым много разнообразных вопросов;
  • основная форма речи — диалогическая; пробует себя в монологической речи;
  • словарь пополняется словами-обобщениями и словами, связанными с новыми видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, литературной, театральной и игровой);
  • самостоятельно вносит коррективы в неточное использование правил грамматики, строение предложений;
  • культура поведения в общении определяется расположением ребенка к партнеру.

Художественно-эстетическое развитие детей

Первое полугодие третьего года жизни:

В изобразительном искусстве:

  • знает и называет основные цвета палитры, выбирает их в соответствии с замыслом, предпочтением, узнает, эмоционально реагирует на предметные и ассоциативные образы; имеет элементарные навыки лепки;
  • воспринимает и эмоционально откликается на художественные произведения, контрастные цвета, формы, фактуры, получает удовольствие от общения с ними; владеет навыками пальчикового рисования, творческими инструментами и материалами; самостоятельно ищет способы применения художественного материала и инструментов; использует знания о форме, размере, цвете в процессе конструирования; имеет представление о аппликационных приёмах работы.

В музыкальном:

  • получает эмоциональное удовольствие от слушания и звучания музыкальных произведений, положительно реагирует на них, понимает их смысл, настроение; отличает контрастное звучание музыкальных произведений; знает несколько песен, напевает за взрослым;
  • импровизирует с танцевальными движениями под музыкальное сопровождение самостоятельно и в группе детей; стремится к ознакомлению с музыкальными инструментами и самостоятельной игре на них.

В литературном:

  • эмоционально воспринимает и слушает интонацию голоса, слова, рассказы и выражает собственное отношение к литературным произведениям, их персонажам; декламирует коротенькие стихи, поговорки, потешки, загадки; внимательно рассматривает иллюстрации, узнает и сравнивает героев литературных произведений; стремится к коллективному рассматриванию картинок — с удовольствием показывает их окружающим; повторяет за взрослым слова, различает характерную тональность голоса при чтении; самостоятельно комментирует события в произведениях, «читает» сказки; высказывает собственное суждение о содержании литературного произведения.

В театральном:

  • активно воспринимает и эмоционально откликается на театральное представление; выполняет образные танцевальные движения и узнает мелодии, подражает интонации, жестам, мимике персонажей театральных представлений; определенным образом относится к персонажам театральной постановки; имеет свои предпочтения: пытается принять посильное участие в театральных действиях.

Второе полугодие третьего года жизни:

В изобразительном искусстве:

  • рисует, лепит, конструирует, различает, называет и целесообразно использует основные цвета и их оттенки; умеет размещать формы на плоскости, чередовать их по цвету и величине; может изображать, ориентируясь на образец взрослого; изображение становится все больше похожим на реальный объект; с уважением относится к собственным и чужим художественным работам; готовит художественные подарки своим родным, близким; украшает дом произведениями искусства (народная игрушка, фотография, салфетка т.д.) и своими собственными (веночек, бусы, пояс, искусственные цветы и т.д.).

В музыкальном:

  • охотно слушает музыкальные произведения в исполнении взрослых и детей; воспринимает разнообразные по жанру, характеру, ритму произведения; ребенок чувствителен к мелодичной музыке; способен к элементарной импровизации; начинает петь, хорошо двигается под музыку (использует различные танцевальные движения), знает и отличает звучания некоторых детских музыкальных инструментов.

В литературном:

  • положительно реагирует на чтение знакомых и новых детских книжек; добивается точности воспроизведения текста произведения взрослых; выражает свое отношение к персонажам сказок, стихов, рассказов; комментирует события, изображенные на иллюстрациях знакомых произведений; адекватно реагирует на изменения в громкости, тональности, тембре голоса взрослого при чтении различных эпизодов произведения; составляет собственные небольшие сказки, стихи, рассказы; понимает юмор, пытается смешить других, прибегая к «словесной путанице»; знает, декламирует несколько стихов, слов песен.

В театральном:

  • радостно реагирует на театральное зрелище; различает разные виды театра, имеет среди них любимые; адекватно реагирует на поступки разных персонажей, сопровождает их соответствующими словами, движениями, жестами, действиями; высказывает собственное мнение о персонажах театральной постановки; дает ответы на поставленные вопросы, комментирует их и импровизирует в театральных действиях; самостоятельно и со сверстниками играет в настольном театре.

Экологическое развитие ребенка

Первое полугодие третьего года жизни:

Природные условия:

  • знает свойства воды песка, камней почвы.

Растительный мир:

  • распознает деревья (ель, береза), цветы — по цвету, фрукты и овощи — по цвету, форме, на ощупь, на вкус;
  • различает части растения (ствол, листья, цветы), знает, что растениям нужна вода, их поливают; под наблюдением взрослого самостоятельно поливает комнатные цветы;
  • радуется ярким изменениям в жизни цветов — цветению; знает, что за растениями необходим уход, осторожно обследуют и без разрешения взрослых не касается незнакомых.

Животный мир:

  • знает характерные признаки животных, особенности их строения;
  • различает и правильно называет взрослых животных и их детенышей;
  • звукоподражает и имитирует выразительные движения животных;
  • знает, что животных нужно кормить, поить;
  • рад встрече с животным, спокойно ведет себя рядом с ними, ласково обращается к ним; помогает взрослому кормить животных;
  • знает, что игрушечное животное не ест, не пьет, его можно брать на руки, играть, а с живым нельзя.

Второе полугодие третьего года жизни:

Природные условия:

  • знает внешние признаки и характерные свойства компонентов природы (песка, воды, почвы снега, камней);
  • различает четыре контрастные состояния погоды: светит солнце, облака на небе закрыли солнце, идет дождь (падает снег), дует ветер;
  • соотносит состояние погоды с рисунком в календаре-игрушке «Какая сегодня погода»;
  • понимает элементарные причинно-следственные связи между состоянием погоды и поведением людей, играми детей.

Растительный мир:

  • определяет и называет характерные внешние признаки деревьев, комнатных декоративных и дикорастущих растений;
  • определяет наземные части растений: ствол (стебель), листья, цветок;
  • знает, что растения растут в почве, их нужно поливать;
  • умеет самостоятельно полить комнатный цветок под наблюдением взрослого;
  • знает, что цветы украшают комнату, радуется им, дружелюбно относится;
  • придерживается правил безопасного общения с растениями.

Животный мир:

  • знает домашних и диких животных (собака, кошка, коза, корова, лошадь, гусь, утка, петух, курица, рыбка; заяц, лисица, волк, грач, синица, бабочка, жук), их характерные внешние признаки, действия, место жительства;
  • находит общее во внешнем строении животных (у грача, синички есть клюв, крылья; у козы и коровы — рога); в движениях и действиях (собака, кошка пьет воду, молоко; гусь и утка плавают по воде); знает и правильно называет детенышей домашних животных;
  • подражает звукам животных и имитирует их движения (прыгает, клюет, летает, плавает);
  • знает, что касаться животных можно только с разрешения взрослого.

Более подробную информацию можно получить здесь



Архив новостей
Полезные ссылки
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный портал органов государственной власти Тюменской области
Аромашевский муниципальный район Официальный сайт
Конкурс на Президентский грант