Рекомендации для педагогов по формированию и поддержанию у учащихся мотивации достижения
В младшем школьном возрасте у учащихся формируется мотивация достижения и к концу 4 класса соответствующий мотив закрепляется и становится устойчивой чертой личности.
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее ее направленность. Мотив достижения связан со стремлением повысить свои деловые качества или по возможности сохранить их на высоком уровне. Реакции на успех и неудачу проходят с выраженными эмоциональными переживаниями (радость или огорчение).
Мотивация достижения в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а так же удовлетворенность трудом. Она обусловливает позитивное отношение к труду, более высокие успехи в учебе. Эта мотивация наиболее эффективно повышает уровень активности учащихся и выступает в качестве внутренней пружины учебной деятельности. При этом мотивация достижения может быть весьма эффективна при условии низкой познавательной потребности (даже если у ребенка отсутствует познавательный интерес, он может хорошо учиться за счет мотивации достижения).
Таким образом, для повышения успеваемости учащихся необходимо формировать у них не только познавательный интерес, но и мотивацию достижения.
Мотивация достижения складывается из трех тенденций:
- Стремление к успеху (надежда на успех);
- Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности;
- Боязнь социальных последствий неудачи (обусловлена потребностью в признании).
Удачи и неудачи, возникающие в процессе учебной деятельности, всегда есть результат соотношения способностей и приложенных усилий. Дети, стремящиеся к достижению успеха, свои неудачи списывают на недостаточность приложенных усилий, а мотивированные на неудачу – на недостаток способностей.
Поэтому в зависимости от преобладания одной из тенденций мотивации достижения, педагогам рекомендуется следующие способы стимулирования учащихся:
- Для стимулирования детей мотивированных на достижение успеха необходимо формулировать для них задание как преодоление препятствия, испытание (например: ты уже умеешь делать …, а сможешь ли ты …?). Поощряя ребенка за правильно выполненное задание можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты смог это сделать, справился с заданием, несмотря на то, что это было трудно и требовало от тебя дополнительных усилий». Анализируя причины неудачи можно это делать методично, последовательно, учащихся это не будет травмировать, они сами осознают, что вложили недостаточно усилий.
- Стимулируя учащихся мотивированных на избегание неудачи, в связи с ощущением собственной неспособности необходимо предъявляя им задание поддерживать их, вселять в них веру в себя, в свои силы. Например: «Ты сможешь! Ты справишься, у тебя получиться!». При неудаче акцентировать внимание не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребенку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Например: «Вообще ты можешь справиться с этим заданием, да же если это не получилось в этот раз, то в следующий раз получиться. В этот раз у тебя не получилось потому, что ты приложил не достаточно усилий и теперь ты знаешь, что в следующий раз нужно приложить больше усилий к выполнению заданий подобного вида».
- Стимулируя учащихся мотивированных на избегание социальных последствий неудачи, необходимо формулируя для них задания, демонстрировать им реальные последствия не выполнения задания. Например: «Эту работы необходимо выполнить и сдать до …, отметка за выполнение этой работы будет влиять на итоговую отметку за четверть. Получив хорошую отметку за работу, у вас будет возможность показать остальным ребятам, на что вы способны. Получив плохую отметку, вы ухудшите свой возможный результат за четверть». Поощряя учащегося за правильное выполнение задания можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты показал ребятам, что ты можешь сделать и такое, на первый взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу, старание, то получается хорошо! Я за тебя рада и другие ребята, думаю то же».
Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие.