Рекомендации для педагогов по формированию и поддержанию у учащихся мотивации достижения

В младшем школьном возрасте у учащихся формируется мотивация достижения и к концу 4 класса соответствующий мотив закрепляется и становится устойчивой чертой личности.

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее ее направленность. Мотив достижения связан со стремлением повысить свои деловые качества или по возможности сохранить их на высоком уровне. Реакции на успех и неудачу проходят с выраженными эмоциональными переживаниями (радость или огорчение).

Мотивация достижения в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а так же удовлетворенность трудом. Она обусловливает позитивное отношение к труду, более высокие успехи в учебе. Эта мотивация наиболее эффективно повышает уровень активности учащихся и выступает в качестве внутренней пружины учебной деятельности. При этом мотивация достижения может быть весьма эффективна при условии низкой познавательной потребности (даже если у ребенка отсутствует познавательный интерес, он может хорошо учиться за счет мотивации достижения).

Таким образом, для повышения успеваемости учащихся необходимо формировать у них не только познавательный интерес, но и мотивацию достижения.

Мотивация достижения складывается из трех тенденций:

  • Стремление к успеху (надежда на успех);
  • Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности;
  • Боязнь социальных последствий неудачи (обусловлена потребностью в признании).

Удачи и неудачи, возникающие в процессе учебной деятельности, всегда есть результат соотношения способностей и приложенных усилий. Дети, стремящиеся к достижению успеха, свои неудачи списывают на недостаточность приложенных усилий, а мотивированные на неудачу – на недостаток способностей.

Поэтому в зависимости от преобладания одной из тенденций мотивации достижения, педагогам рекомендуется следующие способы стимулирования учащихся:

  • Для стимулирования детей мотивированных на достижение успеха необходимо формулировать для них задание как преодоление препятствия, испытание (например: ты уже умеешь делать …, а сможешь ли ты …?). Поощряя ребенка за правильно выполненное задание можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты смог это сделать, справился с заданием, несмотря на то, что это было трудно и требовало от тебя дополнительных усилий». Анализируя причины неудачи можно это делать методично, последовательно, учащихся это не будет травмировать, они сами осознают, что вложили недостаточно усилий.
  • Стимулируя учащихся мотивированных на избегание неудачи, в связи с ощущением собственной неспособности необходимо предъявляя им задание поддерживать их, вселять в них веру в себя, в свои силы. Например: «Ты сможешь! Ты справишься, у тебя получиться!». При неудаче акцентировать внимание не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребенку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Например: «Вообще ты можешь справиться с этим заданием, да же если это не получилось в этот раз, то в следующий раз получиться. В этот раз у тебя не получилось потому, что ты приложил не достаточно усилий и теперь ты знаешь, что в следующий раз нужно приложить больше усилий к выполнению заданий подобного вида».
  • Стимулируя учащихся мотивированных на избегание социальных последствий неудачи, необходимо формулируя для них задания, демонстрировать им реальные последствия не выполнения задания. Например: «Эту работы необходимо выполнить и сдать до …, отметка за выполнение этой работы будет влиять на итоговую отметку за четверть. Получив хорошую отметку за работу, у вас будет возможность показать остальным ребятам, на что вы способны. Получив плохую отметку, вы ухудшите свой возможный результат за четверть». Поощряя учащегося за правильное выполнение задания можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты показал ребятам, что ты можешь сделать и такое, на первый взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу, старание, то получается хорошо! Я за тебя рада и другие ребята, думаю то же».

Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие.



Архив новостей
Полезные ссылки
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный портал органов государственной власти Тюменской области
Аромашевский муниципальный район Официальный сайт
Конкурс на Президентский грант