Педагогам о работе с тревожными детьми
Тревожный ребенок – это ребенок, который склонен воспринимать окружающий мир как опасный, он эмоционально неуравновешен, неуверен в правильности своих мыслей и поступков. Тревожность препятствует полноценному личностному развитию.
За последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Чаще всего тревожность развивается, когда ребенок находиться в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.
- неадекватными, чаще завышенными требованиями.
- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и/или школой.
Чтобы способствовать личностному росту и развитию ребенка необходимо в школе создавать такие условия, которые будут корректировать его поведение, и понижать уровень тревожности. Поэтому педагогам предлагаются следующие рекомендации по работе с тревожными детьми.
- Тревожный ребенок боится сделать что-то не так, поэтому подбадривайте, поддерживайте, хвалите их за каждый (по мере возможности) правильно сделанный шаг. Это для них очень важно.
- Тревожному ребенку необходимо четко понимать, что и как нужно делать. К нему необходимо предъявлять четко сформулированные требования. Ему нужны четкие алгоритмы действий, четко поставленные задачи. Воздержитесь от резких угроз.
- Снисходительно относитесь к способам, которые ребенок использует, чтобы снять свое тревогу (если это слишком не мешает остальным и ему самому выполнять задание). Он может мять или рвать бумагу, теребить что-то в руках и т. п.
- Будьте внимательны, при сильном страхе ребенка отвечать у доски или т.п., не вынуждайте, по возможности дайте индивидуальное задание.
- Поощряйте инициативу публичного выступления, выполнения ответственных дел.