Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком, нарушающим дисциплину

Наши ученики, нарушая дисциплину, могут преследовать разные (как осознаваемые, так и неосознаваемые) цели. Но каковы бы не были цели плохих поступков мы, взрослые, должны как-то взаимодействовать с ними. Вот правила поведения с позиции «коммуникативной компетентности» (по Томасу Гордону):

  1. Фокусируйте внимание на поступках, а не на личности ученика

Обсуждая с учеником его поступок, или выбирая способ вмешательства, говорите только о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или будущему ученика, наведет его на мысль, что его агрессия — что-то неизбежное и неисправимое. А тогда зачем пробовать вести себя по-другому? Взрослый должен быть твердым, но доброжелательным. Если мы проявим недоброжелательность, у ребенка может возникнуть желание защищаться и пропасть интерес к дальнейшему общению с нами. Смысл нашей реакции на плохое поведение ребенка в следующем: «Твой агрессивный поступок должен быть сейчас же прекращен, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!»

  1. Обращайте внимание на свои негативные эмоции

Когда ученик демонстрирует агрессивное поведение, нашими ответными эмоциями могут быть гнев, возмущение, страх, беспомощность и т.п. Испытывая подобные негативные  эмоции, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать эффективно.

  1. Не усиливайте напряжение ситуации

Взрослому никогда не надо делать или говорить того, что может усилить напряжение ситуации, как для ученика, так и для нас самих. Мы ошибаемся, когда в ответ на агрессивную выходку ученика:

  • повышаем голос
  • произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»
  • начинаем кричать
  • используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»
  • используем сарказм
  • обращаемся к оценке характера ученика
  • втягиваем в конфликт других учеников, не причастных к нему
  • настаиваем на своей правоте
  • читаем проповеди
  • оправдываемся, защищаемся или дает «взятку»
  • делаем обобщения типа «Вы все одинаковые»
  • делаем необоснованные изобличения
  • передразниваем учеников
  • командуем, требуем, давим
  • сравниваем одного ученика с другим
  1. Обсудите агрессивный поступок ученика позже

В тот момент, когда оба — и учитель, и — ученик возбуждены едва ли взаимодействие будет конструктивным. Когда же производить обсуждение агрессивного поступка ребенка? Может быть через час, а может быть и на следующий день, в зависимости от самочувствия ребенка и взрослого.

  1. Позвольте ученику «сохранить лицо»

Настаивая на немедленном прекращении агрессии, мы, как правило, навязываем свой способ выхода из негативной ситуации. Однако, это может спровоцировать новый виток агрессии, еще худший, чем первый.

Учащиеся, прежде, чем прекратить агрессивный поступок, могут использовать следующие способы «сохранить сое лицо»:

  • «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;
  • строят гримасы, выполняя нашу просьбу;
  • делают какой-то жест, свидетельствующий о неуважении; 
  • еще раз-другой повторяют то, что мы просим прекратить делать, и только потом перестают;
  • перед тем, как подчиниться и прекратить агрессивное действие, говорят что-то вроде «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.

Однако, как правило, после демонстрации своей «независимости», они прекращают свои негативные действия.

  1. Применяйте техники слушания

В зависимости от ситуации можно использовать технику «активного слушания» и технику «пассивного слушания».

Суть тактики активного слушания:

  • заинтересованное отношение к ребенку
  • уточняющие вопросы
  • парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что …… ?»
  • получение ответа на свой вопрос.

Но если ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, дайте ему просто высказаться, применяя технику «пассивного слушания».

Суть техники пассивного слушания:

  • Угу-реакция
  • Во время пауз задавайте уточняющие вопросы, чтобы разговор не прерывался
  • Эхо-реакция (повторение последнего слова речи ребенка)
  1. Применяйте технику «Я-высказывания»

«Я-высказывание» — это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, это конструктивная альтернатива «ты-высказыванию», при котором ответственность перекладывается на другого.

«Я-высказывание» позволяет обозначить проблему, и при этом, взять ответственность за свои чувства на себя.

Схема Я-высказывания:

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
  • Когда я вижу, что ты …..
  • Когда это происходит ….
  • Когда я сталкиваюсь с ….
  1. Точное называние своего чувства в этой ситуации:
  • Я чувствую….(обиду, беспомощность, горечь, недоумение, разочарование и т.д.)
  • Я не знаю, как реагировать ….
  • У меня возникает проблема ……
  1. Называние причин, вызвавших это чувство:
  • Потому что …..
  • В связи с тем, что …..
  • Ведь я ….
  1. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения

Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то они позволяют себе это.



Архив новостей
Полезные ссылки
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный портал органов государственной власти Тюменской области
Аромашевский муниципальный район Официальный сайт
Конкурс на Президентский грант