Что делать, если ваш ребенок не говорит?

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг вы начали замечать, что-то неладное. Сверстники ребенка уже стали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой.

Успешность коррекции в большой степени зависит от уровня взаимодействия логопеда и родителей. Именно родители осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим начатки лепетной речи, являются: развитие мотивационной основы речевой деятельности, формирование имитативных способностей. В ходе данной работы прежде всего необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее:

Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте доверительную обстановку, говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.

В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

Отберите для имитации простые по звукослоговому составу 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом говорите на, так называемом, «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа, мышь — пи пи, кошка — мяу или киса и др.

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за вами отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время учите ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки.

По мере появления лепетной речи задавайте ребенку вопросы во время выполнения задания или после его окончания. «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой(ую) ты принес?» и т. п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика, а также стимулируется использование речевых средств.

Избегайте оценок и указаний типа «Неправильно!» «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т. д.

Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями «Дай что-либо», «На что-либо», «Хочу, что-либо сделать» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности «Привет», «Пока, пока», «Спасибо», сопровождающимися соответствующими жестами. Освоение таких конструкций также проходит в предметно-коммуникативной или игровой ситуации, в которой по-прежнему отсутствуют прямые инструкции «Скажи» и «Повтори», а потребности ребенка удовлетворяются только после речевых реакций.

Не забывайте хвалить вашего ребенка! Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.

Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2-3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.

Успехов вам и вашим детям!



Архив новостей
Полезные ссылки
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный портал органов государственной власти Тюменской области
Аромашевский муниципальный район Официальный сайт
Конкурс на Президентский грант