Работы акции «Рисуем Победу»

Другой судьбы не дано

Великая Отечественная война…Она навсегда останется в памяти её участников. Владимир Петрович Кочнев учился в Омском пехотном училище, которое так и не успел окончить.

Его боевой путь начался в феврале 1943 года, когда курсанты были подняты по тревоге и в срочном порядке, под напутственные слова начальника училища, отправлены туда, где шли горячие бои. Шедший с Востока специальный эшелон вез недоученных курсантов южной веткой через Петропавловск и Казань под Курск. В тесноте теплушек сибирские парни крутили козьи ножки, шутили (молодость!), но все знали, что там тяжёлая обстановка.

…От станции, где начиналась прифронтовая полоса, всю ночь шли пешком. Несли на себе нехитрое солдатское снаряжение, продукты питания, боеприпасы. Усталость слипала глаза, давал о себе знать голод. На рассвете новобранцы сосредоточились по балке. Отдохнуть-то чуть отдохнули, но ни костер развести да поесть сытно, ни покурить не разрешили командиры. Чувствовалось, где-то совсем рядом находится передовая: постоянно слышался глухой гул.

Впервые воочию Володя увидел смерть, когда на небе неожиданно появился вражеский самолет и буквально скосил необстрелянных солдатиков.

У населенного пункта с красивым названием Зеленый Гай, который начисто был разбомблен вражескими силами, соорудили окопы, поудобнее устроили ПТРы.  Невдалеке шли сраженья, стояло кровавое зарево, но отцы-командиры новобранцев сразу в бой не вели, там сражались бывалые.

Спустя несколько дней линия фронта чуть сдвинулась на запад. Полк, где служил Владимир, после ночи перехода занял еще одну линию обороны, вблизи Курска, где была настоящая мясорубка. Враг имел превосходство в военной силе, раз за разом пытался прорваться в тыл советских войск. Его упорно, неся огромные потери, сдерживали.

Пути войны неисповедимы. Володино воинское подразделение начальство вскоре передислоцировало под Белгород. Город брали то немцы, то наши. Он почти дотла был разрушен, горел сутками напролет. Однажды нашим войскам никак не удавалось занять огневую точку на исходной позиции, фашисты тут же открывали смертельный огонь. Приказ был краток: найти и уничтожить вражеские дзоты. Это сделал Володя и его второй номер в расчете – Коля Оженцев. Впоследствии Коля был убит, а Володя получил ранения.

Оно было серьезным: перебит локтевой сустав. С ногой полегче. Солдат потерял сознание. Боевые друзья, оказав ему первую помощь, понесли в находящейся в двух-трех километрах от линии фронта медсанбат. А попали в окружение. Земля вокруг покрыта трупами своих солдат и чужих. Устали. Но лейтенант, ведущий группу из нескольких человек, не давал передышки. Спасибо ему, выбрались.

Наш земляк лечился в нескольких госпиталях: в Мичуринске, Ряжске, Скопине. В последнем он был признан инвалидом: получил третью группу и комиссован на полгода.

Дорога домой, как и на войне, оказалась нелегкой. И поездом ехал, и пешком шел, и на машине даже чуть подъехал. А дома – никого. Старший брат – на войне, отец – в трудармии, тетя, которая его воспитывала, с началом войны перебралась к сестре в Тюмень.

Осмотрелся, оклемался, встал на воинский учет, временно устроился сторожем на пенькозавод. Был учетчиком в отделе заготовок, агентом, а после вступления в ряды КПСС – заместителем уполномоченного. Так и жил солдат после войны. А старые раны еще долго давали о себе знать, да всплывали в памяти те страшные картины войны…

  • Приближал долгожданную Победу

    Дмитрий Игнатьевич Чистяков родился 17 ноября 1925 года в деревне Бобровке Аромашевского района, поэтому на фронт он попал, когда Великая Отечественная война приближалась к долгожданной Победе.

    Из своего детства Дмитрий Игнатьевич хорошо помнит, как в тридцатом году их отца, кормильца семерых детей, всенародно объявили зажиточным и выслали из родной Бобровки в д. Кусеряк. Дмитрию тогда было всего пять лет. Приехали люди и всё забрали: дом, скотину, вещи, мебель. Всё дальше от родной деревни гнала судьба семью от Кусеряка Аромашевского района до Шангинска, что в Вагайском районе. Именно отсюда восемнадцатилетнего паренька в апреле 1943 года призвали в армию.

    Свое боевое крещение рядовой Дмитрий Чистяков принял на переправе через Днестр. В конце 1944 года, во время обстрела, был контужен. Пролечившись в санчасти, снова был направлен в свой полк. День Великой Победы Дмитрий Игнатьевич встретил под Прагой. Но домой солдат вернулся не сразу, еще четыре года служил в Германии.

    В родную и милую сердцу Бобровку с двумя медалями «За отвагу» рядовой Чистяков возвратился в 1949 году. Работал рабочим в колхозе, затем продавцом. Совсем недавно бывалого солдата не стало. Но у него растут многочисленные внуки, ради жизни которых он сражался.

  •  

    «И дал он крест, благословив меня»

    Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал свои жизни за Великую Победу, рядом живут ветераны. К одному из них, в село Кротово, нас и привела дорога. Это Василий Петрович Березовский.

    Родился Василий в семье бедных крестьян. У родителей было семеро детей: три брата и четыре сестры, мой герой был самым младшим. Как говаривал отец: «самый малый, да самый способный к наукам». С малых лет не прельщали парнишку ни курево, ни вино (и так было всю жизнь), ни дурные компании. А тянулся Василек, как цветок к солнышку, к знаниям. Окончив Кротовскую семилетку, а учеба ему, надо сказать, давалась легко, пришел сын к отцу. Отпусти, мол, батя, меня в Аромашево, хочу продолжить я свое обучение. Что ж делать, коли хочешь – пойди. И отправился сын пешком за знаниями, имея за плечами в суме лишь буханку хлеба. И выдержал он все: и холод, и голод, и скитания. Отучившись два года – восьмой и девятый классы, в десятый Василий не пошел. По причине нищеты. Как это странно сейчас ни звучит, но ему элементарно было нечего надеть. Всё, что маломальское имелось, за те два года износилось. А взять было негде и не на что.

    Война нашего героя застала в семнадцать лет. Выбрали работники военкомата несколько самых смышленых парнишек и предложили им учебу в Омском военно-пехотном училище им. М.В. Фрунзе. Среди новобранцев был и Василий. Учили их, по понятной причине, по ускоренной программе. Окончив с отличием учебу, лейтенант Березовский был отправлен на фронт. Как говорится, с корабля на бал. И довелось ему стоять в обороне на Курской дуге. Шли туда под свинцовый дождь батальоны сомкнутой колонной, а возвращались редкой цепочкой… Видел Василий Петрович все: страшные атаки беспощадных фашистов, смерть своих товарищей, горе и страдания русского народа. Отстояли бойцы оборону, пошли в наступление. Курс их лежал на Орел. Освободив его, погнали немцев на запад. Но не удалось нашему земляку дойти до Берлина: тяжелое ранение и контузия остановили его. Отлежав в Московском госпитале три месяца, молодой офицер был комиссован в 1943 году домой. И только позже, осмысливая события, произошедшие с ним, Василий Петрович понял, что жизнью своей он обязан отцу и Господу Богу. А дело вот в чем: отправляя сына на войну, дал отец ему свое благословение и массивный крест, который тот всегда носил с собой во внутреннем кармане гимнастерки со стороны сердца. Рассказывая это, мой собеседник принес этот самый крест, бережно замотанный в марлевую повязку. Разворачивая его трясущимися от волнения руками, Василий Петрович показал ему то место на кресте, куда угодил вражеский осколок. И я видела, как на глаза старого бойца накатилась скупая мужская слеза. Разве после этого можно не верить в чудеса?

    Возвратившись на свою малую родину, Василий создал свою семью. С супругой они прожили более полувека, оставив после себя достойный след: семерых детей, пятнадцать внуков и пять правнуков, которые могут гордиться своим папой дедушкой по праву.

Комментарии запрещены.



Архив новостей
Полезные ссылки
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный портал органов государственной власти Тюменской области
Аромашевский муниципальный район Официальный сайт
Конкурс на Президентский грант