Единый методический день по теме «Организация работы с обучающимися по выработке навыков чтения, вычислительных навыков»
Тема ЕМД тесно связана с темой школы «Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения».
Цели и задачи единого методического дня:
-Повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
-распространение передового педагогического опыта учителей школы;
-организация работы с обучающимися по выработке навыков чтения с использованием специальных тренировочных упражнений;
-организация индивидуальной работы с обучающимися, направленной на повышение вычислительных навыков.
В ходе мероприятий в рамках ЕМД, проходивших в школе с 21 сентября по 3 ноября 2016года, проводилось исследование результатов деятельности учителей по эффективности использования технологии дифференцированного обучения с разными категориями обучающихся.
Был разработан график взаимопосещения открытых уроков. Взаимопосещения были организованы между учителями разных ОУ.
Посещено 19 уроков у учителей – предметников по программам наблюдения «Мотивация обучающихся. Стиль общения», «Использование эффективных современных технологий обучения».
Анализ посещенных уроков, самоанализ проведенных уроков учителями и собеседование с ними позволили выявить виды неуспеваемости:
-общее и глубокое отставание по многим или по всем предметам длительное время;
-частичная, но относительно стойкая (по 1-3 наиболее сложным предметам) неуспеваемость;
-эпизодическая, то по одному, то по другому предмету.
Эпизодическую неуспеваемость обучающиеся ликвидируют в урочное время и во время дополнительных занятий или консультаций.
Для ликвидации частичной неуспеваемости учителя используют различный спектр работ. Это индивидуальная работа на уроке, дополнительные занятия, дифференцированные домашние задания. Из всех форм, которые используют педагоги в ОУ района, лидирующие позиции занимает дополнительная работа, проводимая после уроков. Из 13 форм, которые используют учителя при работе со слабоуспевающими, 9 применяется на индивидуальных и дополнительных занятиях и лишь 4 на уроках.
При работе с отстающими и неуспевающими обучающимися на первое место должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия, то есть это не только восполнение пробелов в знаниях, но и развитие познавательной самостоятельности, воспитание тех личностных качеств, при помощи которых формируется эта самостоятельность.
На заседании методического совета перед руководителями школьных методических объединений были поставлены задачи проведения ЕМД по выработке путей и подходов к детям, что позволило бы им учиться самим, вооружить их деятельностными инструментами.
Организаторами ЕМД совместно с членами методического совета были подготовлены необходимые методические рекомендации (список рекомендуемой литературы, карты анализа и самоанализа уроков, творческие задания для работы в группах), разработан план проведения ЕМД, подготовлены и проведены 2 тематические 45-минутки по темам:
-«Формирование мотивации к учению обучающихся через внеурочную деятельность, формирование здорового образа жизни»;
-«Методический и технологический инструментарий педагога, работающего с высоко-и слабомотивированными обучающимися в условиях реализации ФГОС».
В рамках ЕМД 24.09.2016, 1.11.2016 была организована работа педагогов в группах по проблемам:
-«Содержание, задачи и формы внеурочной деятельности. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни»;
-«Механизмы и модели непрерывного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей, внедрение современных методик работы. Психология взаимоотношений педагога и ученика. Формы работы и сотрудничества служб школьной медиации с ведомствами системы профилактики»;
-«Выявление одаренных детей»;
-«Технологии работы с высокомотивированными обучающимися»;
-«Система работы с одаренными детьми во внеурочное время»;
-«Роль учителя в развитии положительной мотивации учебной деятельности»;
-«Технологии, формы и методы работы со слабомотивированными детьми в начальной, основной и старшей школе»;
-«Технологии, формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ГИА»;
-«Формы работы с родителями слабомотивированных обучающихся».
В ходе работы в группе каждый участник высказывал свою точку зрения по поводу той или иной проблемы, затем из числа высказанных предложений выбиралось наиболее оптимальное от группы. В результате были выработаны рекомендации по обозначенной проблеме, которые оформились в виде опорного конспекта для представления готового продукта.
3.11.2016 работали 13 предметных методических объединений, ШМО «Пятиклассник». На заседаниях ШМО рассматривались вопросы организации работы с обучающимися по выработке навыков чтения, вычислительных навыков, адаптации обучающихся 5-х классов.
В ЕМД приняли участие все педагоги школы (125 учителей).
Проводимая в школе работа по организации единых методических дней дает свои положительные результаты – происходит внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс, создание активной творческой среды в школе, обмен опытом работы между педагогами.