Играем пальчиками
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движением пальцев.
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполнением движений.
- Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У ребенка развивается воображение и фантазия, овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории.
- В результате освоения всех упражнений кисть рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНЫ НА ТРИ ГРУППЫ:
1 группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне;
- требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы;
- учат противопоставлять большой палец всем остальным.
ПОМНИТЕ!!! ЛЮБЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БУДУТ ЭФФЕКТИВНЫ ТОЛЬКО ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой, после этого – двумя руками одновременно.
- Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнить следующие игровые задания:
- Запомни и повтори серию движений по словесной инструкции, начиная с двух упражнений и заканчивая пятью и более.
- «Рассказывайте» руками сказки и маленькие истории. Сначала придумайте рассказ сами, затем предложите составить рассказ ребенку.
Можно также заниматься пальчиковыми играми с предметами и без них:
- поглаживать и растирать ладони вверх – вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль – поперек;
- растирать пальцы спиралевидными движениями;
- катать между ладонями и пальцами шариков и палочек разного размера;
- рвать бумагу и отщипывать кусочки пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (под наблюдением взрослого);
- завязывать узелки;
- выкладывать узоры из мозаики и разного бросового материала и т.д.
ДАЛЕЕ ВАМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
ЗАНИМАЙТЕСЬ ЕЖЕДНЕВНО ОКОЛО 5 МИНУТ