Практические рекомендации родителям детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

В домашней программе коррекции детей и подростков с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка или подростка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку или подростку категоричных указаний, избегайте говорить «нет» и «нельзя»;
  • реагируйте на действия ребенка, подростка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок или подросток обязательно принес извинения за проступок;
  • всегда выслушивайте то, что он хочет сказать.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

  • проводите досуг всей семьёй;
  • не допускайте ссор в  присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания (не говорите по телефону, не делайте многочисленные замечания);
  • оградите гиперактивного ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только 1-1,5 часа в день);
  • по возможности избегайте больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля);
  • не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка);
  • чаще хвалите ребенка, подростка (порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень низок дети и подростки с СДВГ не воспринимают выговоры, однако, чувствительны к поощрениям);
  • не давайте детям поручений, не соответствующих их уровню развития, возрасту и особенностям;
  • помните, что вербальные средства (убеждения, призывы, беседы) редко оказываются результативными;
  • помните, что для ребенка и подростка с СДВГ наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» (лишение удовольствия, лакомства; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры);
  • используйте прием «выключенного времени» (изоляция, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • применяйте при необходимости холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
  • полезным может стать, например, внеочередное дежурство по кухне.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения детей и подростков с СДВГ большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного.

Помните, что невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и во взрослой жизни.



Архив новостей
Полезные ссылки
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный портал органов государственной власти Тюменской области
Аромашевский муниципальный район Официальный сайт
Конкурс на Президентский грант